ISSN: 1994-1471

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Право как этико-антропологический концепт
Law as an Ethical-Anthropological Concept

Опубликовано в номере 5 за 2018 год

DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.027-035

Автор: Гаврилова Ю. А. / Author: Gavrilova Yu. A.

Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА


  1. В статье формулируется проблема права как этико-антропологического кон- цепта. Прослеживаются смыслообразующие истоки концепта в философском учении Э. Гус- серля о «поле значений чистого сознания», отмечается эволюция этого понятия в смысло- вом поле (смысловом ядре и смысловой периферии) гуманитарных явлений, частным случаем которого является смысловое поле права. Утверждается, что каждый концепт обладает собственным смысловым полем, состоящим из одного смыслового центра (моноцентри- ческий) или нескольких центров (полицентрический), и предлагается модель права как ду- ального этико-антропологического концепта, включающего в себя два смысловых центра: «человек» и «нравственность». Отмечается многомерный характер человеческой природы (биопсихический, социальный и культурный), но смысл конструкта «человек» в простран- стве морали и права определен в большей мере социальными и культурными предпосылка- ми. Смысл конструкта «нравственность», составляющего второй центр концепта права, анализируется автором в рамках русской религиозной философии права. Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия морали и права в человеческом измерении: насилия и ненасилия, коммуникативной направленности, нормативной регуляции и мотивации мо- рального поведения. В заключение делается вывод, что поиск интегральных понятий, синте- зирующих крайности моральных оппозиций, и выработка этических норм как фундаменталь- ных смысловых оснований права в обществе могут совмещаться в представлении о праве как этико-антропологическом концепте.




  2. The article is devoted to the problem of law as an ethical-anthropological concept. The semantic origin of the concept is examined in the philosophical doctrine of E. Husserl in the context of the “field of values of pure consciousness,” the evolution of this concept in the semantic field (the semantiс nucleus and the semantic periphery) of humanitarian phenomena, a specific instance of which, i.e. the semantic field of law, is also subjected to the examination. It is argued that each concept has its own semantic field consisting of one semantic center (monocentric) or several centers (polycentric), and the author proposes such a model of law that forms a dual ethical-anthropological concept that includes two semantic centers: “the Man” and “ethics.” The author dwells on a multidimensional character of human nature (biopsychic, social and cultural), but the meaning of the construct “the Man” within the framework of ethics and law is determined, to a greater extent, by social and cultural prerequisites. The meaning of the construct “ethics” that constitutes the second center of the concept of law is analyzed by the author within the framework of Russian religious philosophy of law. The topical problems of interaction of morals and law in the human dimension are considered: violence and non-violence, communicative orientation, normative regulation and motivation of moral behavior. It is concluded that the search for integral concepts synthesizing the extremes of ethical oppositions and the development of ethical norms as the fundamental semantic foundations of law in society can be combined in the notion of law as an ethical-anthropological concept.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1385




  1. нет данных


Уважаемые авторы!

Сообщаем Вам, что с апреля 2019 года мы переходим на новый сайт aprp.msal.ru

Обращаем Ваше внимание, что статьи по электронной почте больше не принимаются!

Правила приема статей представлены по ссылке