ISSN: 1994-1471

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Конституционная реформа в Казахстане: некоторые вопросы совершенствования статуса и полномочий Президента и Парламента
Constitutional Reform in Kazakhstan: Issues of Improving the Status and Powers of the President and Parliament

Опубликовано в номере 5 за 2018 год

DOI: 10.17803/1994-1471.2018.90.5.185-192

Автор: Жанузакова Л. Т. / Author: Zhanuzakova L. T.

Рубрика: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ


  1. В рамках конституционной реформы, проведенной в Казахстане в 2017 г., про- изошло перераспределение власти между Президентом, Парламентом и Правительством. Однако и в дальнейшем следует продолжить работу по обеспечению баланса полномочий высших органов власти, повышению роли законодательной ветви власти. Нуждаются в со- вершенствовании нормы конституционного законодательства, регулирующие статус и полномочия Президента (о требованиях по стажу государственной службы для кандидата в Президенты, об основаниях и процедуре досрочного прекращения полномочий Президента, осуществлении консультаций с Конституционным Советом при введении чрезвычайного и военного положений, закреплении механизма обращений к Президенту других субъектов с ходатайством, о сокращении срока вынесения итогового решения Конституционного Сове- та и критериях срочного рассмотрения им вопросов). В целях обеспечения реальной многопартийности и на этой основе полноценного осущест- вления Парламентом контроля за деятельностью Правительства необходимо снизить за- градительный барьер в распределении мандатов для партий, участвовавших в выборах Ма- жилиса, с 7 до 2—3 %, предоставить высшему представительному органу непосредственно, без участия Президента Республики, применять к членам Правительства меры конституци- онно-правовой ответственности, совершенствовать процедуры выражения доверия и не- доверия Правительству, исключить ответственность председателей палат за законность актов, принимаемых Парламентом.




  2. Within the framework of the constitutional reform held in Kazakhstan in 2017, there was a redistribution of power between the President, Parliament and Government. However, in the future it is necessary to continue the work to ensure the balance of powers of the highest authorities, and to increase the role of the legislative branch of power. There is a need to improve the norms of the constitutional legislation governing the status and powers of the President (on the requirements for the length of service for the presidential candidate, on the grounds and procedure for early termination of the powers of the President, on consulting the Constitutional Council when introducing the state of emergency and martial law, on securing the mechanism for appeals to the President by other subjects, on shortening the deadline for issuing a final decision of the Constitutional Council and the criteria for urgency consideration of the questions). In order to ensure a real multi-party system and, on this basis, full implementation of the parliamentary control over the activities of the Government, it is necessary to reduce the barrage in the distribution of mandates for the parties participating in the Majilis elections from 7 to 2-3%, to entitle the representative body directly without the participation of the President of the Republic to apply measures of constitutional and legal responsibility to the members of the Government, to improve the procedures for vote of confidence and no confidence to the Government, to exclude the responsibility of chairmen of chambers for the legality of acts adopted by Parliament.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1785




  1. нет данных


Уважаемые авторы!

Сообщаем Вам, что с апреля 2019 года мы переходим на новый сайт aprp.msal.ru

Обращаем Ваше внимание, что статьи по электронной почте больше не принимаются!

Правила приема статей представлены по ссылке