Забытые Судебники (1589 и 1606/07)
The Forgotten Codes of Justice (1589 and 1606/07
Рубрика: Тема номера
В статье рассматриваются два Судебника: 1589 и 1606/ 07 гг. По необъ-
яснимым причинам, эти два крупных сборника законов почти выпали из поля зрения со-
ветской и современной историко-правовой науки. Задачей настоящей статьи является
восстановление незаслуженно забытых памятников права конца XVI — начала XVII вв.:
Судебника 1589 г., принятого в период царствования Федора Иоанновича и Сводного Су-
дебника 1606/07 гг., обещанного народу Лжедмитрием I и увидевшего свет при царе Ва-
силии Шуйском.
Оба Судебника оказали значительное влияние на дальнейшее развитие права. В Судебнике
1589 г. осуществлена первая систематизация законодательства, вышедшего за период,
последующий за принятием Судебника 1550 г., охватывающий царствования Федора Ио-
анновича и Бориса Годунова. Многие нововведения этих Судебников отличались большим
демократизмом по сравнению с предшествующим законодательством. Целью этого пра-
вового сборника являлось урегулирование отношений, складывающихся на Русском Севере,
не знавшем феодального землевладения и крепостного права.
Судебник 1606/07 гг. регулировал более обширный по объему круг отношений, нежели Су-
дебник 1589 г. Перед составителями Сводного Судебника стояли масштабные задачи:
урегулирование взаимоотношений правительства с дворянством, на которое хотел бы
опереться Лжедмитрий, а также отношений крестьянства как с правительством, так
и с их владельцами — дворянами и детьми боярскими, при этом крен в любую сторону
вместо налаживания отношений мог привести к их осложнению, поэтому Лжедмитрий
осторожно балансировал между социальными группами населения, чем и объясняется
компромиссный характер Сводного Судебника.
Судебник 1606/07 гг. является интереснейшим юридическим памятником, представляю-
щим в истории русского права первый опыт общей систематизации права в виде кодифи-
кации действующего законодательства. В нем нормативные акты были объединены по
предмету регулирования в главы, а однородные главы в грани, которых насчитывается
в Судебнике 25. Впоследствии этот способ систематизации нормативных актов был
воспринят членами Приказа Н. И. Одоевского при составлении Соборного уложения.
Следует учитывать также, что Судебники 1589 и 1606/07 гг., независимо от их примене-
ния, свидетельствуют об уровне юридического мышления и степени юридической квали-
фикации, достигнутой законодателями России в конце XVI — начале XVII в. Они представ-
ляют существенный интерес для историков права еще и потому, что именно в них нашли
свое наиболее полное отражение события, сотрясавшие Россию в конце XVI — первом
десятилетии XVII в. Принятые в этот период нормативные акты в основном стали из-
вестны дальнейшим законодателям благодаря текстам этих Судебников.
В статье внимание в наибольшей степени сосредоточено на государственно-правовых от-
ношениях, судоустройстве и судопроизводстве, а также предпринятой Судебниками 1589 и
1606/07 гг. борьбе с взяточничеством в судебной системе. Рассмотрение принципов репрес-
сивной политики государства позволило опровергнуть устоявшееся в советской и совре-
менной литературе мнение об усилении «принципа устрашения» в конце XVI в. и на основа-нии анализа применения санкций статей обоих Судебников, предусматривающих наказания
за совершения преступлений, в том числе и тяжких, судами, доказать демократический
характер проводимой в них наказательной политики
This article discusses two Codes: 1589 and 1606/07. For unexplained reasons, these two large collections of laws almost
fell out of the field of view of Soviet and modern historical and legal sciences. The objective of this article is to restore the
unjustly forgotten monuments of law of the 16th-early 17th centuries: the Code of 1589, adopted during the reign of Fedor Ioannovich
and Consolidated Code of 1606/07 promised to the people by Lzhedmitry (I), and released under Tsar Vasily Shuisky.
Both Codes had a significant impact on the further development of the law. The 1589 Code provided the first systematization
of legislation, implemented during the period subsequent to the adoption of the 1550 Code of Justice, covering the reign of
Fedor Ioannovich and Boris Godunov. Many innovations of these Codes possessed a great democracy compared with previous
legislation. The aim of this Code was the settlement of relations in the Russian North, not aware of feudal land tenure
and serfdom.
The 1606/07 Code regulated more extensive in volume range of relations than the 1589 Code. Large-scale tasks arose before
the drafters of the Code: the settlement of the government\'s relationship with the nobility, who Lzhedmitry wished to rely
on, as well as the relations of the peasantry, with both the government and with their owners-nobles and children of Boyar,
while roll in any direction, instead of establishing relations could bring to their aggravation, so Lzhedmitry carefully balanced
between social groups, which explained the compromise in the consolidated code of laws.
The 1606/07 Code is a very interesting legal monument representing the first experience of systematization in the form of
codification of the legislation in the history of Russian law common law. It combined rules and regulations on the basis of the
subject into chapters and homogeneous chapter in the bounds, the Code comprising 25 of which. Subsequently, this way of
systematizing the regulations was accepted by the members of the order of the N.I. Odoevskiy when drafting the Сouncil Сode.
It should also be borne in mind that COdes of Justice 1589 and 1606/07, irrespective of their use, indicate the level of legal
thought and legal qualification degree reached by lawmakers of Russia in the late 16th and early 17th centuries. They also
represent a significant interest to historians of law because they found its most complete reflection events, which shook Russia
at the end of the first decade of the XVI-XVII centuries. Adopted normative acts in this period mainly became known to the
legislators thanks to the texts in these Codes.
The article focuses the greatest attention on state-legal relations, the judicial system and legal proceedings, as well as undertaken
by the 1589 and 1606/07 Codes combat against bribery in the judiciary. Consideration of the principles of the repressive
policies of the State, made it possible to refute established in Soviet and modern literature, opinion on the strengthening of
the \"principle of deterrence\" at the end of the 16th century, and on the basis of the analysis of the application of sanctions
articles both Codes, sanctioning of offences, including serious, courts prove the democratic nature of the work carried out in
these punitive policies.
Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 3623
нет данных