АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Конституционно-правовая ответственность исполнительной власти в России и странах Европы
Constitutional and legal responsibility of the executive branch in Russia and Europe

Опубликовано в номере 10 за 2015 год

DOI: нет данных

Автор: Чепус А. В. / Author: Chepus A.V.

Рубрика: Сравнительное право


  1. Предметом научного осмысления в данной статье является анализ теории и практики механизмов ответственности исполнительной власти России и ряда европейских государств, осно- ванный на рассмотрении законодательства данных государств, сопоставлении правовых норм, регу- лирующих вопросы ответственности исполнительной власти перед парламентами, а также прак- тики их реализации. В статье уделяется внимание ряду теоретическим аспектов, таким как модели парламентской ответственности правительства, которые возможно выделить в рамках теорети- ческого анализа конституционной практики, вопросам политической ответственности правитель- ства и некоторым другим. В работе проведен системный анализ законодательных актов, регламен- тирующих вопросы ответственности в Бельгии, Италии, Нидерландах, Швеции, Германии, Франции, Польше, Португалии, Австрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Чехии, Швеции, Румынии, Венгрии, Да- нии, Греции, Латвии, а также в Великобритании, Испании, Италии, Монако. Особое внимание уделено ответственности министров или членов правительства, их солидарной ответственности, конт- рольным парламентским процедурам, которые связаны с обращением палаты депутатов или групп депутатов к правительству, конструктивному вотуму недоверия, отказу в доверии правительству и процедуре импичмента. В заключение автором высказываются авторские позиции в отношении механизмов парламентской ответственности правительства в странах Европы, которые отлича- ются неоднородностью и разнообразием, однако многие механизмы (институты) можно перенять и в российскую конституционную практику, например: индивидуальную ответственность министров; институт резолюции порицания, связанной с отставкой за противоправные действия члена прави- тельства; процедура выражения недоверия правительству должна носить характер инициируемой обеими палатами парламента. Автором обосновываются предложения по совершенствованию рос- сийского законодательства, в частности путем внесения изменений варианта закрепления индиви- дуальной парламентской ответственности членов правительства.




  2. The subject of scientific understanding in this article is to analyze the theory and practice of accountability mechanisms of executive power in Russia and some European states, based on the consideration of the legislation of these states, a comparison of legal rules governing the liability of the executive power to the parliaments, as well as their practical implementation. The article focuses on a number of theoretical aspects, such as the models of parliamentary responsibility of the government, which may allocate part of the theoretical analysis of constitutional practice, the issues of political responsibility of the government and some others. The work carries out systematic analysis of legislative acts regulating the issues of liability in such countries as Belgium, Italy, the Netherlands, Sweden, Germany, France, Poland, Portugal, Austria, Bulgaria, Slovenia, Croatia, Czech Republic, Sweden, Romania, Hungary, Denmark, Greece, Latvia, as well as in such monarchical states as Britain, Spain, Italy, Monaco. Special attention is given to issues of responsibility of ministers or members of the government of their joint and several liability, a controlling parliamentary procedures that are associated with handling the Chamber of Deputies or a group of deputies to the government, a constructive vote of no confidence, failure trust in government and impeachment. In conclusion, the author expresses his position in relation to the existing mechanisms of the parliamentary responsibility of the government in European countries which differ in heterogeneity and diversity, but many mechanisms (institutions) can be adopted by Russian constitutional practice, such as the individual responsibility of ministers; Institute of censure associated with the resignation of a member due to the illegal actions of the government; impeachment for the government should be in the nature initiated by both chambers. The author justifies the proposals for improvement of the Russian legislation, by amending the option fixing individual responsibility of the members of the parliamentary government in particular.






Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 678




  1. нет данных