Аспекты учредительного насилия: казнь и месть суверена
Aspects of founding violence: execution and revenge of the sovereign
Рубрика: История права
В статье исследуется один из важнейших аспектов правовой реальности — взаимоотно-
шение насилия и порядка. Правовой порядок нуждается в учредительном насилии, применение которого
находится в компетенции суверена. С судьбой суверена связана судьба сообщества. Представительный
характер этого отношения наиболее ярко выражен в теории «двух тел короля». На определенном истори-
ческом этапе в ходе революции «тело короля» заменяется новыми субстанциями — народом и парламен-
том. Учредительное насилие в этой ситуации меняет свои формы, но не изменяет содержания. Во всех
случаях учредительное насилие борется со стихией миметического насилия, существенным элементом
которого являются месть и «ярость». Особой формой насилия становится жертвоприношение, которое
можно рассматривать как институцию, порожденную синтезом мести и наказания. Казнь и жертвопри-
ношение обладают внешним сходством, однако с юридической точки зрения существенно различаются,
что обусловлено наличием или отсутствием такого фактора, как вина. Тем не менее сложное перепле-
тение доэтических и этико-правовых элементов здесь имеет место. Государство, обладающее монопо-
лией «на причинение смерти», переключает механизм мести и жертвоприношения в сферу собственной
юрисдикции, и смертная казнь становится важным элементом учредительного насилия. Базовой ценно-
стью и целью становится порядок и правопорядок. Одновременно с этим рождается политический «миф
государства», которое через посредство своей идеологии полностью меняет традиционный дискурс и
представления о справедливом и несправедливом, добре и зле, истине и заблуждении. Государственный
закон становится новым культом, новой религией современного общества.
The article concerns one of the foremost important aspects of the legal reality: interrelation between order
and violence. The legal order needs founding violence, its application is within the competence of the sovereign.
The destiny of the sovereign is connected to the destiny of the community. The representative character of this
relation is most vividly expressed in the theory of «two bodies of a king». At a certain historical point during the
revolution the «body of the king» is substituted for the new substances: «people» and parliament. The founding
violence in this situation changes its shape, but it does not change its contents. In all cases founding violence fights
the mimetic violence, and its significant elements are rage and revenge. Sacrifice is a special form of violence,
which may be regarded as an institution formed by the synthesis of revenge and punishment. Execution and sacrifice
are outwardly similar, however, from the legal standpoint, they are significantly different due to the presence
or absence of the factor of guilt. Nevertheless, the complicated mixture of pre-ethic and ethical-legal elements is
present. The state, having the monopoly in the sphere of «causing death», turns the mechanisms of revenge and
sacrifice into the sphere of its competence, and its goal is now to gain order and legal order. At the same time the
political myth of the state is born, and through its ideology, it changes the traditional discourse completely, as well
as the ideas of what is just and what is unjust, what is good and what is evil, what is true and what is false. The
state law becomes a new cult, a new religion for the modern society.
Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 2908